Моя педагогическая философия | Билевич Наталья Ивановна

Моя педагогическая философия

IMG_8256

 

Плохой учитель преподносит истину,

 хороший учит ее находить.

А.Ф. Дистервег

 

 

 

«Зачем тебе это надо?» — задавали мне вопрос мои друзья, близкие, родители, когда узнали, что я поступила на педагогический факультет. Тогда мне было уже 26 лет, высшее экономическое образование, муж и двое детей. Чтобы совсем не шокировать своих близких сказала, что второе высшее пригодится для воспитания сына и дочери. Но для себя уже тогда я решила — буду работать в школе…

Это, наверное, покажется странным, но только на этом жизненном этапе я поняла и осознала, что моя детская мечта никуда не исчезла: я хочу стать учителем начальных классов. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. В университете судьба свела меня с удивительным педагогом Пашинской Натальей Николаевной, которая стала моим учителем и наставником на пути моего профессионального становления. Не было предела моему удивлению, когда в первый день знакомства я узнала, что она преподаёт в моей «родной» начальной школе, там, где я когда-то училась, где скоро будут учиться мои дети и где я мечтаю работать. Так я оказалась в МБОУ НОШ №9.
Когда я начала работать учителем, мне уже было 29 лет, в моей семье появилась ещё одна дочка и моим близким по-прежнему не нравился мой выбор профессии. Сначала мне было безумно страшно… ошибиться, разочароваться, да попросту не справиться с колоссальной ответственностью. И вот мой первый 1 «А» класс… Когда я увидела доверчивые, озорные, добрые, наивные, умные глазки моих «первенцев», все страхи и сомнения растворились, поняла – справлюсь. И с каждым днём я всё больше осознавала, что я на «своём месте».
Изо дня в день, я получаю огромное удовольствие от работы с детьми. Хотя это трудно назвать словом «работа», это моё увлечение, которому я отдаюсь всецело и уже не представляю, как могло бы быть по- другому. Были конечно опасения, что не останется времени на воспитание собственных детей, как говориться «сапожник без сапог», но и они оказались напрасны. Да, безусловно, ритм моей сегодняшней жизни очень динамичный, мне приходиться успевать всё, но как ни странно, у меня это получается. Мои родные дети помогают мне стать настоящим педагогом, они — моя «экспериментальная площадка», мой бесценный опыт, мои маленькие учителя, которые не дают мне забыть — «все мы родом из детства». Каждый день, без выходных и перерывов я учу, учусь вместе с детьми, и конечно же учусь у них. И я самый счастливый человек на свете, ведь профессия доставляет мне радость, удовольствие, а дети – источник моей неиссякаемой энергии!
Моя педагогическая философия ещё совсем молода, находится в постоянном развитии, переосмыслении… На сегодняшний день я уверена, что от того, насколько сознательно, творчески и с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение применять полученные знания на практике, т.е. их реализация в жизни. Поэтому на протяжении всей моей педагогической деятельности, ставлю перед собой главную цель «научить детей учиться». Пригласить ребят в увлекательный мир знаний и помочь в нём найти себя – вот к чему я стремлюсь в своей деятельности. Уметь учиться – это уметь самостоятельно и, что не маловажно, эффективно выполнять учебную деятельность. По Д.Б. Эльконину «Учебная деятельность–это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий…               Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие». Поэтому моя цель всего процесса обучения – это развитие ученика.
Основная задача, которую я ставлю перед собой сегодня — подарить детям радость познания. Если ребятам будет интересно, значит они захотят учиться, будет мотивация. Именно поэтому мой выбор был сделан в сторону развивающего обучения. Считаю, что сегодня в образовательном процессе актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, формулировать тему и задачи урока, собирать необходимую информацию, учить младших школьников выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, анализировать результативность проделанной ими работы. Развивать личность учеников, их познавательный интерес в увлекательной учебной деятельности мне помогают нестандартные формы уроков и внеурочной деятельности: ис-следования, путешествия, проекты, игры, интеллектуальные марафоны, праздники, викторины, экскурсии. Я стараюсь ставить своих воспитанников в позицию открывателей, исследователей, самостоятельно добывающих знания. Для организации поиска, открытия первостепенное значение приобретают выбранные технологии, методы, приёмы учебной работы. Основную роль отвожу педагогике сотрудничества, личностно-ориентированному обучению, игровой, информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей и технологии проблемного обучения. Для активизации познавательной деятельности учащихся, использую в своей практике работу в парах и групповую работу, среди методов предпочтение отдаю созданию проблемной ситуации, проектам и рефлексии. Наиболее результативным считаю системно- деятельностный подход в обучении, так как он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Исходя из этого стараюсь организовать учебную деятельность таким образом, чтобы знания учеников были результатом их собственных поисков, таким образом развиваю познавательную деятельность учеников.
Убеждена, что огромная роль в работе с детьми младшего школьного возраста отводится созданию психологически комфортной атмосферы и демократичному стилю общения учителя с воспитанниками. Всегда стараюсь заметить успех ребёнка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние навыки, умения, поступки с прошлыми, замечаю любое положительное продвижение. Особое внимание уделяю детям, у которых возникают трудности в учёбе, в общении, помогаю им сформировать такие черты характера, как трудолюбие, организованность, усидчивость, упорство в достижении поставленной цели. Уверена педагог должен создать такую обстановку на уроках, чтобы юные исследователи свободно размышляли, отстаивали своё мнение, не боялись неправильных ответов. Взаимоотношения строю на основе сотрудничества, уважения, гуманизма.
Бесспорно, обучение и воспитание неразрывно связаны, особенно в начальной школе: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти своих учеников, но и в их душах и сердцах» — сказал Ш. Амонашвили. Первый учитель должен быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Но ни в коем случае не кумиром и не чем-то высшим перед ребенком, как это обычно бывает. Каждую минуту проживать с детьми, учиться с ними, учиться у них- вот мой девиз. Роль первого учителя в жизни ребёнка трудно переоценить. Я абсолютно уверена, что мы – учителя начальной школы оставляем в жизни каждого нашего ученика след, а вот какой – зависит только от нас. И осознавая огромную ответственность стараюсь в первую очередь «не навредить». Мечтаю оставить в каждом своём воспитаннике яркий, добрый, светлый след. И если мои ученики вырастут смелыми, самодостаточными, милосердными, целеустремлёнными, справедливыми, находчивыми, открытыми, добрыми, коммуникабельными, творческими, ответственными, счастливыми, любящими гражданами своей страны, значит я не напрасно пришла в удивительный мир педагогики.
«И учитель, ходящий в тени храма в окружении учеников, дарит им не мудрость свою, а только веру и способность любить. Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведет к порогу вашего собственного ума. Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу.» Стать мудрым проводником для моих ребятишек, научиться слышать и понимать каждого, непрерывно создавать ситуацию успеха, каждый день проживать, творить и обретать вместе с моими учениками – вот моя педагогическая философия сегодня.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.